Караматы

Причиной написания данной статьи явилось то, что многие мюриды имеют слишком повышенный интерес к караматам (чудесам), которыми обладают многие авлия (любимцы Аллагьа, приближенные к Нему). А у некоторых мюридов вообще намерением двигаться по пути тариката является именно достижение таких состояний (макам), при которых появляется возможность обладания караматами.
Вот что по этому поводу говорит Саид Афанди аль-Чиркави (кудисса сируху) в своей книге «Сокровищница благодатных знаний».

       Словом «фираса» называют тайное видение сердцем того, чего нет перед глазами. Фираса бывает трёх типов.
Первый тип – фираса благочестивого верующего – это сокровенное видение, проявляемое посредством божественного света, вложенного Всевышним в сердце возлюбленного раба. Сила такого видения зависит от силы веры. У того, чья вера крепка, сильно, чисто и ярко такое видение, и наоборот.
Второй тип – видение, полученное путём укрощения своей плоти, достигаемое обузданием прихотей нафса, уединением, ночными бдениями, постом и т.д. Подобное укрощение плоти называется самотренировкой (рияза). Таким образом, тайное видение, полученное таким путем, могут получить и верующие, и неверующие. К примеру, если таким образом будет тренировать своё тело и неверующий (кяфир), то он также может приобрести фирасу. Для обретения её человеку не нужна вера, и такая фираса не может способствовать её появлению – это тайные возможности, которые не приносят пользы религии и не являются истинным откровением. Во сто раз предпочтительнее не иметь такой фирасы.
Третий тип – видение, общее для всех людей. К примеру, врачи и другие специалисты передают знания от одного к другому. Это похоже на заключение о том, что человек, у которого непомерно маленькая голова, имеет также и мало ума, а если голова большая, то это является признаком большого ума.

Далее он пишет. Некоторые мюриды, которые должны опасаться того, что они дойдут до более высоких уровней тариката (муракаба), особенно женщины, настойчиво просят разрешить им подняться выше. Почему они должны опасаться этого?
Все знают о том, как родители воспитывают своих детей. Мы говорили немного и об этом. Если вначале суфийского пути человек подобен ребёнку, которого кормят, кладя ему в рот прожёванную пищу, учат ходить, держа за руку, то после того как человек пройдёт все степени обучения зикру, он становиться взрослым и ставшим на ноги. Также как отец смотрит на сына, достигшего такого жизненного уровня, так и муршиды смотрят на мюридов, прошедших степени обучения зикру. Почему? Потому что сам человек также должен знать, что теперь он вырос и ему необходимо контролировать себя, не перекладывая всё на устаза.
Я слышал от больших учёных ещё такой пример: человек, достигший уровня чтения зикра сердцем, подобен человеку, находящемуся в мечети. Пока он внутри мечети, для него нет риска в том, что он может откуда-то упасть и т.д. Здесь для него есть простор для передвижения. Вокруг стены, наверху крыша, поэтому его ниоткуда не подстерегает опасность.
Когда этот человек превзошёл уровень сердечного зикра, то он подобен человеку, взобравшемуся на крышу мечети. Эта крыша мечети также довольно просторное и широкое место, однако если неосторожно подойти к краю, существует вероятность падения вниз. Этого следует остерегаться.
После того, как мюрид пройдёт уровень хабсу нафас (зикр, совершаемый на вдохе) и поднимется выше до уровня маг'ият, его можно сравнить с человеком, поднявшимся на минарет, откуда муэдзин призывает к молитве. Там тоже есть, хотя и узкое, но достаточное место, чтобы сидеть или стоять. Однако у него уже нет возможности свободно передвигаться, как внутри мечети или на крыше. Его движения должны соответствовать ширине того места, где он находится. Необходимо также остерегаться падения, ибо если он упадёт с минарета, то погибнет.
Мюрид, поднявшийся выше уровня маг'ият, подобен человеку, который с того места, откуда призывают на молитву, поднялся выше на острую вершину. Мы видим, что на этой вершине не то, сидеть, но даже и ногу поставить негде. Нет необходимости говорить о том, что станет с человеком, который упадёт оттуда. Найдётся ли хотя-бы один человек, который согласиться стоять на этой вершине, даже если ему пообещать любую сумму денег. Мюрид, поднявшийся на высший после маг'ията уровень муракаба (ощущение постоянного присутствия Аллагьа), подобен тому, кто стоим на шпиле минарета.

Да поможет Аллагь нам всем в выполнении тарикатских заданий и укрепит наше намерение двигаться по пути тариката с единственной целью – достичь довольства Аллагьа и приблизиться к Нему. Амин!