Адабы мюридов в отношении своих братьев

    Пророк ( мир ему и благословение Аллагьа) сказал: "Поистине, обитатели рая, когда они войдут в рай и не найдут своих друзей, которые были с ними на благом [совершали благое] в дунье, поистине они спросят о них Господа и скажут: О Господь, у нас были братья, которые молились с нами, держали пост с нами, но мы не видим их. И Всевышний Великий Аллагь скажет: Идите в ад и выведите из него того, у кого в сердце было хотя бы частицы веры".
     Хасан аль-Басари (да помилует его Аллагь) говорил: "Берите в друзья много верующих, поистине, они - заступничество в Судный день".
     Ибн аль-Жавзи (да помилует его Аллагь) говорил: "Если вы не найдете меня в раю среди вас, то спрашивайте обо мне и скажите: О Наш Господь, Твой такой-то, такой-то раб напоминал нам о Тебе..." и потом ибн аль-Жавзи заплакал, да помилует его Аллагь огромной милостью.

     Эти высказывания подтверждают как много значит дружба среди мусульман, а особенно, среди мюридов. А поддержанию дружбы способствуют адабы взаимоотношений между мюридами. Таковыми являются:

   Сохранять их достоинства как в присутствии их, так и в отсутствие. Нельзя хулить кого-либо из них, принижать чьи-либо достоинства, потому что их плоть ядовита, подобно плоти ученых и праведных.

   Наставлять, обучать невежественных, указывать прямой путь заблудшим и поддерживать слабых. Наставление имеет свои условия, которые необходимо соблюдать. Вот условия для наставника и для наставляемого.

   Условия для наставляющего:

- Наставление должно быть скрытым.
- Наставление должно быть мягким.
- Наставление должно быть без надменности.

   Условия для наставляемого:

- Принимать наставления.
- Быть благодарным наставляющему.
- Претворять наставления в жизнь.
- Проявлять скромность и искренность по отношению к мюридам и служить им по мере своих сил. В хадисе сказано: «Слуга народа — его господин» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи; от Абу Катада)
- Улучшать свое мнение о мюридах. Нельзя увлекаться выискиванием их недостатков, судить - дело Аллагьа Всевышнего.
- Принимать оправдания мюрида, когда он оправдывается.
- Примирять мюридов, когда они разделяются или спорят.
- Защищать их, когда им причиняют зло или порочат их достоинство.
- Не искать главенства и предводительства над ними, так как ищущему его оно не дается.

   Все это, в общем, адабы, которые следует блюсти мюриду. Поистине, Путь состоит целиком из адабов.

   Адабам мюрида — с шейхом ли его, с братьями или с его бытием — нет конца. Назидатели специально выделили эту область и издали очень много соответствующих книг. О них написали Ибн Араби, Хайтами, Шараани, Ахмад Зарук, Ибн Уджайба, Сухраварди и другие.

(Абуль-Кадыр Иса. Истина суфизма)