Закят уль фитр

 

 Закату-ль -фитр (араб. زكاة الفطر‎‎ — милостыня разговения‎) — милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Ураза-байрам.

Выплата закят аль-фитра является обязательным деянием (ваджиб) для всех мусульман, которые имеют состояние большее, чем для обеспечения себя, своей семьи и прислуги, питанием и одеждой на праздничный день и ночь. Глава семьи выплачивает милостыню за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении. Если ребёнок родился после захода солнца последнего дня месяца рамадан, то закату-ль -фитр за него не выплачивается. Кроме того закату-ль -фитр обязан выплатить и немусульманин (кафир) за тех мусульман, которых он обязан обеспечить пропитанием (отец, дети, рабы и т. д.).

       Закату-ль -фитр может быть выплачен уполномоченному лицу (вакилю) в мечети, либо лично нуждающемся. Размер милостыни составляет 1 саа сыпучих веществ, распространённых в той области, где она выплачивается. Так, например, в Европе рекомендуется выплачивать пшеницей и ячменем, в Юго-Восточной Азии — рисом, на Ближнем Востоке — финиками. Саа (араб. صاع) — это мера объёма, равная объёму сыпучего вещества помещающегося в 4 двойных ладони, по весу, считается, равная 3,300 г (в ханафитском мазхабе), либо 2,176 г (в остальных суннитских мазхабах). В ханафитском мазхабе выплачивается половина саа, то есть 1,650 г. Закату-ль -фитр лучше всего выплатить в виде продуктов, как это делали во времена пророка Мухаммеда. Выплата милостыни денежным эквивалентом разрешена в ханафитском мазхабе. Нежелательно (макрух) откладывать раздачу милостыни на время после совершения праздничоного намаза. Закату-ль -фитр получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества.

      Целью выплаты закату-ль -фитр является искупление (кафарра) возможных ошибок и упущения, сделанные в течение месяца поста, а также помощь бедным и нуждающимся в праздновании праздник Ураза-байрам (Ид аль-фитр) вместе с другими мусульманами.

Закату-ль -фитр обязан выплачивать каждый мусульманин, имеющий на это возможность, то есть владеющий имуществом сверх необходимого пропитания для себя и тех, кто находится на его иждивении, на праздничные день и ночь (такое определение «возможности» дают шафииты и ханбалиты («Мавсуату ль фикхийя», 23/337). В противном случае эта обязанность с него снимается. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)«обязал выплачивать закату -ль -фитр в размере одного са’ фиников или ячменя за каждого мусульманина: свободного и раба, мужчины и женщины, взрослого и ребёнка» (Аль Бухари, Муслим).

Мусульманин обязан выплачивать закату- ль -фитр за себя и тех, кто находится на его попечении, как например родители, жена, дети. Однако он не обязан выплачивать его за совершеннолетнего сына, способного работать, а также за родственников, попечителем которых он не является. Более того, без их разрешения и поручительства такая выплата не будет действительной. Если же у мусульманина нет возможности выплатить закату- ль- фитр за всех, кто находится на его попечении, то его обязательство распространяется в такой последовательности: сначала он платит за себя, затем за жену, затем за несовершеннолетних детей, затем за отца, затем за мать, затем за совершеннолетних детей, неспособных работать («Фикху ль манхаджи», 1/229).

Чем и сколько

Закату-ль- фитр выплачивается в виде одного са’ (по объёму один са’ составляет приблизительно три литра («Фикху ль манхаджи», 1/230), относительно пшеницы 2,4 килограммов)продуктов, которые являются основными в соответствующем регионе. Это может быть рис, гречка, фасоль, макароны, мясо, картошка, кукуруза и т. д. Нельзя выплачиватьзакату -ль -фитр сахаром, солью и всем, что не является непосредственно продуктами питания. Также нельзя выплачивать закату -ль-фитр продуктами питания, которые не являются основными, что зависит от региона выплаты. Передаётся, что Абу Саид аль Худри говорил: «Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение) мы выплачивали закату -ль -фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменём, изюмом, творогом и финиками» (Аль Бухари).

Согласно мнению большинства учёных, выплачивать закату- ль -фитр деньгами нельзя, так как на это нет никаких доказательств, а прямой смысл текстов хадисов указывает на то, что закату- ль -фитр выплачивается именно основными продуктами питания. Однако, по мнению имама Абу Ханифы, закату- ль -фитр можно выплатить и деньгами, и это будет даже предпочтительнее («Мавсуату-ль-фикхийя, 23/343).

Когда

Согласно мнению большинства учёных, обязанность выплаты закату- ль- фитр накладывается на мусульман с заходом солнца последнего дня Рамадана. Время выплаты продолжается до окончания праздничного дня. Однако желательно выплатитьзакату- ль- фитрв день праздника до выхода на праздничную молитву. Так как посланник Аллаха (мир ему и благословение) «повелевал выплачивать (закату -ль- фитр) до того, как люди отправятся на праздничную молитву» (Аль Бухари).

Откладывать выплату на конец праздничного дня нежелательно, так как это не соответствует смыслу и мудрости этого института. Если же мусульманин не выплатит закату- ль -фитр до конца праздничного дня, то совершит грех. Причём, по единогласному мнению учёных, обязанность выплаты с него не спадает («Мавсуату-ль фикхийя», 23/341).

По мнению маликитов и ханбалитов, выплата закату- ль- фитр допустима за день или два до праздника. Передаётся, что так поступал Ибн Умар. По мнению шафиитов, выплата закату -ль -фитр допустима в течение всего месяца Рамадан, а по мнению ханафитов – и до него.

Некоторые учёные считают, что промежуток времени выплаты ограничивается восходом солнца в день праздника и праздничной молитвой. Ибн Аббас сказал: «Если постившийся раздаст это пожертвование до намаза, то оно будет принято. Если же он раздаст его после молитвы, то это будет всего лишь обычной милостыней»(Абу Дауд, Ибн Маджа).

Кому

Учёные разошлись в том, кому выплачивается закату- ль- фитр. По мнению большинства правоведов, он выплачивается тем же восьми категориям, которым выплачиваетсязакат(один из столпов ислама).«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60, перевод смысла).