Пять столпов ислама

С именем Аллагьа, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛагьи ва баракатух!
Дорогие братья и сёстры!

     В этой статье мы расскажем о 5 столпах Ислама - фундаменте, на котором построена наша религия и на которых держится наша вера.
 Эти пять столпов (араб. أركان الإسلام خمسة‎‎‎) - основные предписания Шариата, образующие основу ислама и обязательные для всех верующих мусульман. Они являются фарзом. Невыполняющий их является грешником (да простит его Аллаh), а отрицающий необходимость их выполнять – неверующим. Если за грешника можно просить прощения, то за неверующего — нет.

Эти пять столпов являются словно пятью столбами у палатки, которые поддерживают тент – Ислам. Четыре столба находятся на четырёх углах и один – самый большой – в центре. Если нет одного из четырёх столбов, то палатка стоит, но плохо. А если нет центрального – то это и не палатка, а так, ткань на земле.

Учение о пяти столпах основывается на известном хадисе, содержащемся в основных сборниках мусульманского Священного Предания:

"Посланник Бога, да благословит его Господь и приветствует, сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет никого достойного поклонения, кроме Единого Бога Аллаhа, и что Мухаммад — посланник Божий, совершении молитвы, выплате пожертвования, совершении паломничества и соблюдении поста в месяц Рамадан».

 

Пять основ религии располагают в следующем порядке по степени значимости:

  1. Свидетельство веры (араб. الشهادة‎‎ аш-шаха́да(т) - «свидетельство») – это Свидетельство, о том, что «Нет Божества, кроме Аллагьа, и что Мух`аммад  раб Его и посланник Его».
  2. Молитва (араб. الصلاة‎‎ ас-саля́(т) - «молитва») – это совершение ежедневной пятикратной молитвы - намаза.
  3. Пожертвование (араб. الزكاة‎‎ аз-закя́(т)‎ - «очищение») - это выплата очистительного пожертвования.
  4. Пост (араб. الصوم‎‎ ас-са́ум - «пост»‎) - это пост в течение месяца Рамадан.
  5. Паломничество (араб. الحج‎‎ аль-хадж - «паломничество») - паломничество к храму Каабы в Мекке.

Свидетельство  веры

В переводе с арабского языка шаха́да(т) означает «свидетельство».

Первая часть свидетельства, «А́шгьаду ан ля иля́ха илль Алла́гь», дословно переводится: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллагьа» и означает, что человек, произносящий эти слова, обладает знанием и убеждением в том, что никто не достоин поклонения, кроме одного Бога, у которого нет сотоварищей (сотворцов).

Вторая часть, «ва а́шгьаду а́нна Мух`а́ммадан ‘а́бдугьу ва расу́люгь», дословно переводится так: «и свидетельствую, что Мух`аммад — раб Его и посланник Его». Этим произносящий подтверждает свое убеждение в том, что Бог послал посланника своего Мухаммада ко всем людям с радостным известием о рае и призывом к единобожию, поклонению одному Богу и подчинению только Ему - Господу миров. Человек, произнося это свидетельство искренне во имя Всевышнего, становится мусульманином.

Эти обе части свидетельства являются одним столпом Ислама, потому что только вместе они создают фундамент для того, чтобы благодеяния были приняты Аллагьом. От человека не будет принят Ислам и никакие другие праведные дела, если он не посвятит всю свою религию только Аллагьу и не последует за Его пророком (мир ему и благословение Аллагьа).

Смысл свидетельства о Единобожии заключается не только в произнесении его языком, даже если это сказано с полной убеждённостью. Наряду с этим, необходимо совершать и дела, которых требует от нас данное свидетельство. Мусульманин должен полностью принять это свидетельство всем сердцем, руководствоваться им во всех своих делах, быть честным в отношении него, поддерживать его в непорочности и чистоте, быть искренним в отношении этих слов и любить их от всей души.

Свидетельство о пророчестве Мух`аммада (мир ему и благословение Аллагьа) подразумевает, что мы должны подчиняться всем его приказам, верить во всё, о чём он сообщил нам, отстраняться от всего, что он нам запретил и от чего предостерёг, а также поклоняться Аллаhу только теми видами поклонения, которым он нас обучил.

Результатом этого свидетельства становится то, что сердце и душа человека освобождаются от рабства любым творениям и покоряются Единственному  Творцу. Также человек перестаёт следовать за ложными и надуманными авторитетами. Единственным подлинным и непогрешимым авторитетом для мусульманина становится посланник Господа миров, которого Он для нас избрал.

Молитва

Для каждого мусульманина молитва (намаз) является обязательной, если он здоров и способен её совершить. Первое, за что Аллагь спросит Своих рабов в день суда, будет намаз.

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллагьа - гораздо важнее, и Аллагь знает о том, что вы творите». (Св. Коран, Сура Паук, 45 аят).

«Оберегайте намазы, и особенно средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллагьом смиренно» (Св. Коран, Сура Бакара, 238 аят)

Обязательных молитв пять: фаджр, зухр, аср, магриб и иша.

1.     Аль-Фаджр (утренний намаз).
2.     Аз-Зухр (обеденный намаз).
3.     Аль-Аср (предвечерний намаз)
4.     Аль-Магриб (закатный намаз).
5.     Аль-Иша (ночной намаз).
Все они совершаются в определенное время суток и состоят из определённого количества ракатов (повторяющихся циклов). Мусульманин, не соблюдающий этот вид молитв, является большим грешником, а отрицающий обязательность их совершения - кафиром (неверующим, не мусульманином).

Намаз становится причиной того, что сердце человека раскрывается, намаз успокаивает человека, усиливает его разум, бодрит тело и отгоняет лень. Намаз  является щитом, который защищает своего хозяина от грехов и всего непристойного, а также объединяет мусульман  между собой и сплачивает их. А самое главное –  намаз создаёт постоянную и регулярную связь между рабом и его Господом - Всевышним Аллагьом.

Более подробно о ценности намаза и о том, как правильно его совершать, можно прочитать в статье про намаз.

Выплата очистительного пожертвования

Закя́т (араб. زكاة‎‎, устар. زكوة‎) - обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее.

Этот вид поклонения Аллаhу совершается путём обязательного пожертвования части своего имущества в пользу тех, кто в нём нуждается. Мусульманин должен выделить лишь определённую Шариатом очень небольшую часть своего имущества и раздать его тем, кому оно полагается, беднякам, нищим и другим видам нуждающихся людей.

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллагьа, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные.» (Св. Коран, Сура Бакара, 177 аят)

«Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (Св. Коран, Сура Корова, 43 аят).

«…Но если они раскаются и будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере» (Св. Коран, Сура Покаяние, 11 аят).

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллагьу, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Св. Коран, Сура Ясное Знамение, 4 аят).

Один раз в году состоятельный мусульманин обязан выплатить очистительное пожертвование, размер которого определяется в зависимости от вида имущества и объёма его доходов

Результатом выплаты закята становится: очищение души от жадности, увеличение благодати в остальном имуществе человека, помощь мусульманам в их нуждах, появление любви и братства между ними, избавление от эгоизма и неумеренности, освобождение сердец от зависти. Когда человек даёт закят нуждающимся, то должен делать это скромно и без высокомерия, с милосердием и состраданием.

Важно знать и разделять два понятия: «закят» и «садака». Закят - это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях. Садака - это добровольная милостыня, которую человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию.

Более подробно о том какик типы закятов бывают (с тела, с имущества, со знаний и др.), кто должен выплачивать закят, его размере, категории лиц, которым можно раздавать закят и др. описывается в статье о закяте.

Пост в месяц Рамадан

Каждый мусульманин обязан один раз в году в течение 30 дней месяца Рамадан держать пост, который заключается в воздержании от еды, питья, половой близости и всего, что может нарушить благочестивое поведение человека. Пост должен соблюдаться с начала рассвета и до захода солнца, и так на протяжении всего Рамадана.

«Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллагь знает, что вы предаете самих себя (послушаетесь Аллагьа и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамазане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллагь. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от чёрной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллагьа. Не приближайтесь к ним. Так Аллагь разъясняет Свои знамения людям, - быть может, они устрашатся» (Св. Коран, Сура Бакара, 187 аят)

«Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто был перед вами» (Св. Коран, Сура Бакара, 183)

Пост очищает сердце мусульманина, воспитывает его дух, возвышает его, отучает от мелочности в потребностях, приучает его претерпевать трудности и лишения, оставлять привязанности души к мирским усладам  ради довольства Аллагьа. Также пост воспитывает в нас искренность и дает почувствовать, что мы постоянно находимся перед Аллагьом, и Он всегда видит нас и следит за нашими делами. Пост приучает мусульман к обязательности, даёт им почувствовать, как ощущают себя голодающие люди, которым нечего есть. Пост укрепляет духовный потенциал человека и даёт здоровье как для его души, так и для тела.

Тема поста в месяц Рамадан настолько обширна, что об этом написаны множество книг. Некоторые из них вы можете приобрести в соборной мечети Днепропетровска.

Паломничество.

Хадж –  это обязательное совершение паломничества в Мекку и Медину, а также совершение ряда ритуальных мероприятий. Хадж совершается теми мусульманами, которые достигли совершенноле-тия и имеют физическую и материальную возможности. Слово «хадж» в переводе с арабского означает сильное желание, намерение в посещение того, кого возвеличили.

Этот вид поклонения заключается в паломничестве к Дому Аллагьа в священной Мекке для совершения обрядов хаджа. Каждый мусульманин обязан хотя бы один раз в жизни совершить хадж к Дому Аллагьа, если у него имеется такая возможность.

У паломничества есть определённая последовательность:

1. Облечение в ихрам. Состояние ихрам – особое состояние человека мужского рода (а женщина укрывает всё своё тело, за исключением кистей и лица, простой одеждой желательно белого цвета), которое обязательно для него, если он хочет совершить хадж. Каждый человек, совершающий хадж, облачается в одно и то же одеяние – белую простыню, особым образом повязываемую. Это уравнивает всех, кто пребывает совершить хадж – и богатых, и бедных. Бизнесменов и бедняков.

2. Первый обход, совершаемый вокруг Каабы. Каждый паломник входит в мечеть под названием «Масжид аль-Харам» босым, непременно с правой ноги, после чего следует за толпой к чёрному камню. Целует его, либо касается рукой, и подносит руку к глазам и губам. Если у него нет возможности приблизиться к чёрному камню из-за давки и т.п., то достаточно вытянуть руку в сторону чёрного камня и продолжить свой обход. 

3. Са`ю – бег между холмами «Марфа и Сафа», совершаемый семикратно.

4. После совершения предыдущего пункта, каждый паломник направляется к колодцу Замзам, после чего дважды берёт оттуда воду. Первый раз – чтобы хорошо напиться (до полного утоления жажды), а второй раз он использует её, чтобы облиться с ног и до головы.

5. Молитвенное стояние, совершаемое в долине Арафат. Оно совершается уже на девятый день. Начинается в полдень, после того, как Солнце проходит точку зенита. А завершается стояние перед тем, как Солнце заходит. Всё это время, молящиеся слушают хутбу, и обращают к Аллагьу молитву «Здесь служу я тебе, Господи!», которая повторяется много-много раз.

6. На следующий день после стояния в долине Арафат, совершающий паломничествоидёт в долину Мина, там он бросает семь камней, которые подбирает в Муздалифе. Камни кидаются в последний из трёх стоящих там столбов – он символизирует Иблиса. Иблис в это время ощущает каждый камень, который касается столба. Но даже если камень не коснулся столба, то обряд засчитывается.

7. И в этот же день совершается Курбан-байрам. Как только паломник (который имеет возможность) совершает жертвоприношение, он срезает волосы (достаточно 3 волоса, и более) и подрезает бороду, женщины срезают прядь своих волос. Волосы, состриженные и сбритые, закапываются в долине Мина.

8.В этот день происходит прощальный обход Каабы.

9. С 11 по 13 день паломники не прекращают совершать жертвоприношения, и совершают посещение долины Мина вновь. Там также бросаются камни, но уже в три столба.

Все обряды заканчиваются на 14-ый день.

Хадж даёт очень много полезных плодов как в этой  жизни, так и в Следующей. Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.

Тема хаджа также настолько обширна, что её невозможно осветить в одной или даже нескольких статьях. Об этом написаны очень содержательные и полезные книги, которые вы можете приобрести в мечети г. Днепропетровска.

Мы перечислили те виды поклонения, которые называются столпами Ислама, а также вкратце упомянули о некоторых плодах этих столпов. Если же говорить об их результатах и плодах подробно, то счесть их будет невозможно.

Эти пять столпов являются строительным материалом нашей общины, который скрепляет её. Именно они создают фундамент, на котором стоит чистая община Ислама, потому что качество других видов поклонения всегда соответствует качеству фундамента, на котором они построены. Воистину, чистота и крепость исламского общества зависят от чистоты и крепости её религии.

Каждый верующий должен тщательно блюсти все пять пунктов, поскольку они составляют не что иное, как основу его веры. Каждый из столпов Ислама действует на душу мусульманина, шлифуя её, словно алмаз. Сравните этот драгоценный камень в неогранённом, природном, и огранённом состоянии, и поймёте приблизительную разницу между душой, которая не знает самосовершенствования на Истинном пути, и душой истинно верующего.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Амин я Муджиб!