Вопрос:

Ассаляму алейкум. У меня такой вопрос. Если я по забывчивости совершу ошибку при совершении намаза, надо ли мне его совершать повторно?

Ответ:

Ас-Саламу аляйкум ва рахматулЛагьи ва баракатугь!

    Если в намазе были допущены непреднамеренные ошибки, то исправить намаз можно, совершив сужду-сахв. Если же недочёты совершены преднамеренно, то человек попадает в грех и сужда-сахв не является достаточной. В этом случае намаз нужно совершить заново.
    Сужду-сахв совершают те, кто молился индивидуально. Если ошибки допустил маъмум (то есть совершающий намаз за имамом), то ему не нужно восполнять их совершением дополнительной сужды (его ошибки покрываются имамом).

    При этот следует понимать какая ошибка совершена.
1. Если совершена ошибка недопустимая, то намаз не засчитывается, и его надо совершить заново. Описание какие действия (ошибки) портят намаз подробно описано в соответствующем разделе статьи "Намаз".

2. Если совершена ошибка, связанная с арканом (обязетельным составляющим намаза) - он пропущен, тогда необходимо повторить ракаат, в котором допущена ошибка, и совершить суджу-сахв.
Когда выполняющий намаз заметил, что он пропустил аркан до такого-же аркана в следующем ракаате, то он должен сразу-же вернуться на то место, выполнить пропущенные аркан, и продолжать намаз (то, что он уже успел сделать после пропущенного аркана, не засчитывается). Если же он вспомнил об этом позже, тогда надо повторить ракаат, в котором была погрешность и сделать сужду-сахв. При этом ракаат, в котором была допущена ошибка, надо повторить в конце намаза, после ат-тахийата.
     ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ СУЖДУ-САХВ.
Делается нийят: "Я намереваюсь совершить сужду-сахв для исправления недочётов, допущенных во время чтения этого намаза". Затем совершают две сужды (как и в намазе). Затем выходят из намаза, давая салам в обе стороны. Этим недочеты намаза исправляются.

3. Если пропускается аб`аз - какая-то часть намаза. (Например первый ат-тахият, махдина, пропущенно предложение или слово в ат-тахияте или махдине, и т.п.)
При таких ошибках повторять ракаат не надо, а просто совершают сужду-сахв.
Пример.
Выполняющий намаз пропустил ат-тахият и встал на 3 ракаат. Ему нельзя возвращаться обратно, так как первый ат-тахийат является сунной, а Фатиха - фарзом. От фарза у сунне возвращаться уже нельзя.
То же и с махдиной: если опустился на суджу, то выпрямляться к махдине уже нельзя. 

4. Если пропущен гьайат. Гьайат -  это элементы, которые украшают намаз (ваджагьту, вторая сура после Фатихи и пр.). 
К этим ошибкам также относятся:
   - пропуск "Аллагьу акбар", когда он не является фарзом;
   - если на вечернем намазе надо было первые два ракаата читать намаз громко, а читал про себя;
   - и наоборот, в обеденном намазе надо было про себя, а читал громко;
   - пропущена сура, которая читается после Фатихи в первом и втором ракаатах.
Эти ошибки на считаются нарушения намаза и сужду-сахв совершать не надо.
Если по забывчивости или ввиду того, что не успел за имамом прочитать вторую суру в первом или втором ракаате, то её можно прочитать в третьем или четвертом.

5. Если совершены лишнее количество элементов. (Например 5 ракаатов вместо 4, или в 4-ракаатном намазе после первого ат-тахията прочитан салават в полном объёме).
Эти ошибки исправляются суждой-сахв. 

СОМНЕНИЕ В НАМАЗЕ
     Когда в сердце человека возникают противоречивые мнения – это называется сомнением. К примеру, совершающий намаз засомневался в числе ракаатов (третий или четвертый и т. д.).
     Если человек постоянно сомневается в количестве совершенных ракаатов, то нужно придерживаться самого малого числа ракаатов, завершать их и затем совершить сужду-сахв.
     К примеру, в 4-ракаатном намазе на 3 ракаате у человека возникли сомнения: 3-й это ракаат или 4-й. Если он встанет на 4 ракаат и в процессе удостовериться, что это точно 4-й ракаат, то даже в этом случае надо делать сужду-сахв, т.к. он встал в сомнении. Если-же он в 3-м ракаате удостовериться, что это 3-й ракаат и встанет на 4 ракаат в уверенности, то сужду-сахв делать не надо.
 

Надеемся, что этот ответ поможет сделать Ваш ибадат полноценнее.
А Аллагь знает лучше!

Задать вопрос